Часть 3
[по материалам книги В. Игнатьевой "Автобусный парк" (ООО "Печатный Двор Стерх"), 2005 г.]
АВТОБУС В ЖИЗНИ ПОСЛЕВОЕННОГО ПСКОВА
Печальное зрелище представлял собой послевоенный Псков. За годы оккупации немецко-фашистские захватчики сожгли более трех тысяч жилых домов, а уходя, уничтожили сохранившиеся здания и сооружения. Трамвайный парк был погребен под развалинами ТЭЦ, разрушены линии электропередач, большая часть трамвайных путей не подлежала восстановлению: на месте льнокомбината немцы устроили танкоремонтный завод и подвозили вышедшую из строя тяжелую боевую технику на железнодорожных платформах, используя рельсовые пути. Рельсы не выдерживали...
За восстановление жилищно-коммунального хозяйства и транспортного сообщения взялись вскоре после освобождения города (в день освобождения, 23 июля 1944 года, в нем насчитывалось всего 143 человека гражданского населения). Население Пскова быстро прирастало, и нужно было решать задачи первоочередной значимости. Транспортное обслуживание разоренной фашистами области началось с трех грузовых автомобилей ЗИС-5, переданных воинской частью образованному в ноябре 1944 года Псковскому областному транспортному управлению. К июню 1945-го в его распоряжении было уже 10 машин и помещения, находившиеся на улицах Интернациональной и Конной (позднее здесь будет образована автоколонна № 27). Водителей, в основном в этот период транспортными средствами управляли женщины, готовила областная автошкола в Печорах.
Имеющегося транспорта не хватало, и было ясно, что легче наладить автобусное сообщение, нежели трамвайное. К делу приступили, опираясь на предвоенный опыт, когда была предпринята первая попытка внедрения автобусов для решения проблемы обеспечения города пассажирским транспортом. Тогда, 10 лет назад, в марте 1935 года, по Пскову начали курсировать два 18-местных автобуса ГАЗ-03-30, созданных на базе грузовика ГАЗ-АА, с деревянным каркасом и деревометаллической обшивкой. По сути дела, это были служебные автобусы, имеющие для входа в салон одну боковую дверь. Сначала они обслуживали два маршрута («Центр - Завели-чье» и «Советская улица - улица Карла Маркса - Вокзал»), а в конце ноября 1937 года еще один («Дом Красной Армии - Корытово»). Возможность наладить, правда относительно, загородное сообщение появилась в 1938-40 годах - в Пскове развернула свою деятельность автотранспортная колонна ленинградского треста «Со-юзавтотранс». Помимо 50 грузовых автомобилей ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ, колонна имела 15 автобусов ЗИС-8 и ЗИС-18. Созданные на базе трехтонки ЗИС-5, они были вместительными -до 27 сидячих мест -и обслуживали загородные маршруты, протяженность которых к концу 1940 года составляла 200 километров.
Однако от предвоенной техники мало что осталось. Каково же было изумление псковичей, когда по улицам еще не восставшего из руин города прошел первый послевоенный автобус. Нашлись-таки энтузиасты, и на базе грузовика ЗИС-5 и кузовных частей автобуса ЗИС-16 собрали автобус, вполне пригодный для перевозки пссажиров. Так с 29 июня 1945 года он и курсировал по городу, мужественно преодолевая завалы, то и дело встающие на его пути. Весь Псков знал в лицо первый экипаж этой первой машины мирного времени - водителей Васильева и Павлова и особенно кондуктора Александру Васильевну Васильеву.
Неординарное событие вскоре было закреплено решением горисполкома о создании автобусного парка. В кратчайшие сроки были отремонтированы девять автобусов и взяты на учет водители 1-го и 2-го классов. 5 августа в Пскове открылись два маршрута: «Череха - Овсище» и «Череха - Завеличье». На каждой линии работало по два автобуса. В октябре заработал маршрут «Кресты - Вокзал - Рижское шоссе»...
Начальная база для создания автопассажирского предприятия была создана. 17 октября 1945 года вышли приказы Главного управления автохозяйств центра и юга и Псковского областного треста об образовании ПАТК - Псковской автопассажирской транспортной колонны. (Именно эта дата вошла в историю современного предприятия ФГУП «Автобусный парк города Пскова» как день его рождения.) Ее возглавил Николай Петрович Баранов. Под контору АТК Транспортным управлением было передано здание на улице Конной, дом 13, и весь имевшийся в наличии парк автобусов (к сожалению, подвижной состав хранился на открытой стоянке).
Но девяти автобусов для обслуживания города явно не хватало, не хватало элементарного сервиса, предусматривающего как удобства для пассажиров, так и удобства для работников парка. Весной 1946 года парк увеличился на шесть автобусов. Часть из них начала использоваться на пригородных и междугородных маршрутах. На углу Рижского шоссе и улицы Интернациональной отстроили павильон с залом ожидания на 80-90 человек, с буфетом, камерой хранения и диспетчерской. Вскоре подобные павильоны, предусматривающие удобства для пассажиров и регулирующие работу пассажирского транспорта, были сооружены в Крестах и Овсище.
Может быть, ни мини-стройки, ни мизерное поступление новых автобусов не решали транспортной проблемы, в тисках которой жил город, но события эти послужили толчком для проявления трудового энтузиазма. Сказывалась и психология народа-победителя, восстанавливающего страну из руин. Тон в АТК задавали комсомольцы. По их инициативе вся молодежь включилась в социалистическое соревнование. Она поддержала идею братьев Русываевых по воссозданию автобусов на основе использованных ранее, но еще пригодных деталей. В результате ремонтниками гаража автопассажирской колонны был воссоздан автобус с использованием полуразрушенного кузова одного из первых псковских автобусов ГАЗ-03-30 и двигателя ГАЗ-ММ. 28 октября 1948 года, когда Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи отмечал свой 30-летний юбилей, на улицы Пскова вышел автобус с надписью на борту «Комсомолец». Почин комсомольцев АТК был подхвачен. В короткие сроки ремонтники отремонтировали еще три автобуса. Вслед за ними в конце 1948 года слесарь Степанов и столяры Кукушкин и Соловьев ввели в строй 25-местный ЗИС-16.
Пополнение автобусного парка обновленными машинами позволило в феврале 1949-го открыть новый маршрут «Советская площадь - Проме-жицы». А летом автобусы начали курсировать на Запсковье, Заровенье, где проживало много рабочих и служащих псковских предприятий. Восстановленные рабочими АТК машины помогли если не избежать транспортного кризиса в городе, то уж точно улучшить ситуацию с транспортным сообщением. Новые отечественные автобусы ЗИС-155 поступили в автопассажирскую транспортную колонну в 1950 году. Они, конечно, были комфортнее и вместительнее прежних (в салоне спокойно умещалось 52 человека), но были и очень трудоемкими в обслуживании. На протяжении долгих девяти лет, пока не появились более совершенные машины - ЗИЛ-158 и ЛАЗ-695, с этим приходилось мириться.
1950 год как бы подвел черту под восстановительным послевоенным периодом (за год было перевезено 3 541 227 человек) и навел на мысль, что в дальнейшем именно за автобусом, как самым оптимальным видом городского транспорта, сохранится преимущество.