Часть 8
[по материалам книги В. Игнатьевой "Автобусный парк" (ООО "Печатный Двор Стерх"), 2005 г.]
МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ И НЕ СБЫВАЮТСЯ ...
Никакой логики не прослеживалось и в нашумевшей истории с «Мерседесами». Голубая мечта автобусного парка о пополнении подвижного состава новыми машинами, соответствующими международным стандартам, обернулась непредвиденными трудностями. Пройдя конкурсный отбор (а только 15 городов России его выдержали) на участие в проекте Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Городской общественный транспорт», пользуясь поддержкой городской и областной администраций, предприятие надеялось получить 75 новых автобусов марки «Мерседес-Бенц-Тюрк» турецкого производства.
При получении этих автобусов согласно контракту, заключенному с фирмой «Мерседес-Бенц-Тюрк» 6 мая 1996 года и полностью оплаченному из средств займа МБРР на сумму 12 109 704 долларов США, надо было заплатить таможенную пошлину в размере 7,5 процентов от стоимости автобусов, то есть 2 645,6 тыс. рублей. В связи с тем, что на момент получения автобусов таких средств у областной администрации не было, пришлось оставить в залог на таможне 15 автобусов в счет уплаты таможенной пошлины. Но и договора залога были просрочены. Автобусы конфисковали и начали продавать. Первоначальная стоимость автобуса «Мерседес 0345G» -1 040,6 тыс. рублей, «Мерседес 0345» - 687,2 тыс. рублей, а их к началу продажи оценили, соответственно, по цене 445,6 тыс. рублей и 325 тыс. рублей, то есть более чем в два раза ниже стоимости. В течение двух последующих лет четыре из этих автобусов были выкуплены областной администрацией, один продан за бесценок Центробанку, а 10 продолжали храниться на Псковской таможне, постепенно приходя в негодность... Удивительно то, что в подобной ситуации находились, кроме Пскова, еще 14 городов России - участников Проекта, но только в Пскове и Костроме этого вопроса не смогли решить своевременно. И как результат - лишние расходы, изнурительная борьба за «Мерседесы», растянувшаяся на несколько лет.
Но все-таки оказались правы те, кто называл приобретение этих машин для автобусного парка апофеозом удачи. Использование займа МБРР в целом способствовало укреплению технической базы общественного транспорта в Пскове. В 2000 году, по сравнению с 1996-м, число пассажиров, перевозимых автобусным парком, увеличилось на 12 640,4 тысячи человек, одновременно улучшилось качество обслуживания (сокращение интервала движения автобусов и их наполнения пассажирами в часы пик). Увеличилась также доля эксплуатационных расходов, возмещаемых за счет оплаты пассажирами своего проезда до 93 процентов...
Презентация первого «Мерседеса» прошла 30 мая 1996 года (за 1996-97 годы в эксплуатацию поступило 60 «Мерседесов-Бенц»). Несколько раньше в автобусный парк пришла партия автобусов «Лейланд-ДАФ» из Дании с 15-летним сроком эксплуатации, но, по оценкам специалистов, еще вполне пригодных для работы. Если бы не эти, одно за другим, пополнения, вероятно, сбылись бы самые мрачные прогнозы о дальнейшей судьбе предприятия. Но сколько, и не впервые, пришлось пережить и даже выстрадать! Обслуживать 53 категории льготников, не имея при этом должной финансовой поддержки ни от федеральных, ни от региональных властей, расплачиваться за свалившийся с неба НДС, пережить далеко не бескровную эпопею с «Мерседесами» (полное погашение по кредиту МБРР планируется лишь в 2010 году) и остаться в числе немногих государственных транспортных предприятий, стабильно выполняющих весь спектр транспортных услуг для населения своих регионов, просто везением или апофеозом удачи не назовешь. Кроме разумных законов, сообразующихся с законами рыночной экономики, и регулярного пополнения автобусного парка новыми машинами, нужно было очень многое сделать, не впадая в революционный пафос и избегая крайностей.