Часть 11
[по материалам книги В. Игнатьевой "Автобусный парк" (ООО "Печатный Двор Стерх"), 2005 г.]
МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Перспективы на будущее у Псковского автобусного парка есть, и марафон на колесах продолжается. Взяв старт в конце позапрошлого столетия, он покоряет новые дистанции уже в третьем тысячелетии. Многое за это время изменилось. Отошли в небытие и «дилижансы», и конки, свернули довоенную гонку трамваи, уступив место более мобильному виду пассажирского транспорта -автобусам. Прижились и вписались в «интерьер» древнего Пскова внушительные, импозантные «Мерседесы», солидные ЛиАЗы, юркие, компактные «пазики»... Люди привыкли к удобствам общественного транспорта и спешат на автобусные остановки, придерживаясь графика движения автобусов. Они всегда идут по расписанию. Никому из пользователей общественным транспортом не приходит в голову, что в один прекрасный момент этот четкий, отлаженный механизм вдруг начнет давать сбои или совсем рухнет. И слава Богу, что не приходит - значит, хорошо работают псковские автобусники.
Но опасность сворачивания пассажирского общественного транспорта на российских просторах существует. Не исключают ее и в автобусном парке города Пскова, который все эти годы развивался примерно по той же схеме, что и весь автопассажирский транспорт в России, и преодолевал одни и те же трудности. Суть же данной проблемы заключается в том, что без государственной поддержки общественный транспорт не сможет выжить даже с вступившей в силу монетизацией льгот. Об этом говорит мировая практика. В цивилизованных странах жизнеспособность общественного транспорта при минимальном количестве льготников поддерживается благодаря тому, что расходы транспортных предприятий перекрываются не менее, чем на 60%. По мнению и наших, и зарубежных специалистов, любые инвестиции, вложенные в общественный транспорт, прибыли не приносят. Поэтому солидные транспортные компании, осваивая новые рынки по предоставлению транспортных услуг, ставят жесткие условия перед местными властями, с тем чтобы не оказаться в убытке. Диктуют и суммы выплат по расходам, и сроки этих выплат. Но это происходит только там, где действуют законы рыночной экономики. Для примера можно взять наших ближайших соседей - эстонский город Тарту. Скупив автобусный парк, французская фирма «Konneks» заключила договор с мэрией о своевременной оплате 40% расходов предприятия.
- А мы довольны тем, что смогли избежать приватизации и сохранить в состоянии дееспособности общественный пассажирский транспорт для наших горожан, - излагает свой взгляд на проблему глава предприятия Георгий Сергеевич Лупандин. - Нам, конечно, пришлось пойти на оптимизацию и сокращение крайне нерентабельных маршрутов, но в целом это не ухудшило положения с оказанием транспортных услуг населению. Свои обязательства мы выполняем. И что еще отличает общественный транспорт от, скажем, частного - у нас в любую погоду, мороз не мороз, автобусы на линии. Частники такого не могут себе позволить и одновременно не могут взять на себя ответственность за стабильную работу транспорта. А нестабильность в нашем деле - крах делу.
Автобусный парк города Пскова стабильность обеспечивает, имея для этого и отлаженную систему управления, и материальные и человеческие ресурсы. Многое ведь держится на мощной базе предприятия, которая создавалась десятилетиями, на профессионализме его работников, на четкой организации производства. Здесь свое настоящее и будущее действительно строят своими руками и всегда готовы к открытому диалогу с областной администрацией и мэрией города Пскова, с Министерством транспорта Российской Федерации в надежде быть услышанными.
- А мы верим, - говорят рабочие одного из лучших автотранспортных предприятий России, - в победу здравого смысла. Наши люди нуждаются в услугах общественного транспорта, и, пока есть в нем необходимость, он должен жить и развиваться...